?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 April 2014 @ 08:38 am
Музей истории пожарной техники  
Музей истории пожарной техники занимает небольшой павильон на территории киевского 25-го пожарного депо, что на Оболони. Открылась выставка на новом месте в 2004г., до этого же музей находился в 1-м пожарном депо по ул.Владимирской.
Экспозиция музея состоит из настоящих образцов пожарной техники, а также реплик и моделей. Экспонаты отображают собой эволюционный путь развития пожарного дела.
Интерактивная выставка носит образовательный характер. Полученная информация легче усваивается, когда предмет изучения нагляден и осязаем.




В музее наибольшее любопытство, естественно, вызывают автомашины - экспонаты истории. Все машины в своё время несли службу в пожарных частях. Сегодня, отреставрированные и обновлённые, они служат экспонатами в музее и выезжают на выставки, посвящённые пожарной технике и пожарному оснащению. Последний их выезд состоялся осенью 2013г.
Машины-то натуральные, а вот возы - это уже воспроизведённые реплики первых "спасательных колесниц". Бороться с огнём мчались бочка, насос и караул.




Современной копией является и паровая противопожарная машина. Подобные появились в Киеве в 1885г. и служили до начала 20-х годов прошлого века, пока их не сменили автомашины. Вообще, в то время служба пожарного отличалась от нынешней. Пожарная охрана была при полиции, они практически отождествлялись. Пожарные служили по контракту, жили при части и работали в 2 смены. Так же из добровольцев состояло Киевское Вольное Пожарное общество, депо которого находилось на склоне, где нынешняя ул.Обсерваторная упирается в ул.Воровского.
Но вернёмся к паровой машине. Чтоб завести её насос и нагреть воды для работы паровой машины требовалось около 30мин., поэтому заряжали её до выезда и раздували прямо на ходу. Впрочем, паровые машины на пожар выезжали редко, так как её бочки хватало всего на 5-10мин. работы. Деревянные же дома потушить так быстро не удавалось.




В таких случаях на помощь приходил насос. В паре с бочкой воды он представлял серьёзного врага даже для масштабного пожара. Обычно на городской пожар приезжали несколько караулов, все привозили бочки с водой. Даже если вода заканчивалась, всегда можно было подвезти ещё.
В музее находится настоящий насос московского завода Густава Листа. Этот завод считался флагманом по выпуску противопожарного оборудования в Европе. Остаётся только гадать сколько пожаров потушил этот насос с 1880г.



Перейдём теперь к автомашинам. Сперва посмотрим на старичков - это автолестница и пожарная машина на шасси УралЗИС. Эти машины служили в период 1936-1945гг. Автолестница, например, после службы переквалифицировалась в памятник. В такой комплектации УралЗИС простоял в Чернигове на постаменте пока его не передали музею.






Второй УралЗИС не менее уникален. По нему наглядно можно изучать нелёгкую службу пожарного караула. На шасси распространённой модели водрузили бочку, а оставшееся место между кабиной и бочкой оставили для личного состава. К слову сказать, караул в идеале должен состоять из 7 пожарных - трое впереди и четверо в будке, но чаще всего 2-3 человек недосчитывались.






А эти два персонажа уже из послевоенного времени - автолестница на шасси ГАЗ-51 и рукавный пожарный автомобиль на шасси ЗИС-150.




Конечно, больше внимания к себе привлекает необычный ЗИС-150. Этот рукавный пожарный автомобиль нёс в себе 100 рукавов на случай действительно крупного пожара. На весь великий Союз таких спецмашин было всего 3. По одной на большой город. Кстати, сегодня Киев располагает двумя подобными авто. Уникальность этого экземпляра - в ограниченном выпуске. Всего 3 единицы дали понять о несостоятельности подобной конструкции - размещение рукавов в кассете сверху оказалось весьма неудобным на практике.
Выезжал этот экземпляр последний раз в 1984г., когда в районе Воздухофлотского моста с рельс сошла и загорелась цистерна с бензином, а от неё вспыхнули ещё две. Из-за редкой эксплуатации автомобиль сохранился просто отлично.










Экспозиция продолжается небольшими моделями пожарной техники, среди которых и машины, и корабли, и самолёты.
Любопытной оказалась модель вездехода. Такая спецмашина предназначалась для гашения пожаров на газо- и нефтедобыче или торфяных пожаров на болотах. Пенные стволы поднимались на складной лестнице и сверху заливали необходимую площадь.




Примерно также работает и следующий агрегат. Этот Мерседес - не экспонат музея, но в день посещения оказался интересным бонусом. В киевское 25-е пожарное депо он прибыл для испытаний. "Немец" (UPD: в комментариях подсказали, что на шасси Мерседеса установлены стрела производства компании CELA (Италия), надстройка - BAI (Италия).) также работает на пене и приспособлен для гашения пожаров сверху, благодаря 54м. лестнице, на которой установлены пенообразователи. Это - единственный в Украине экземпляр.






В комплекс пожарного депо также входит манеж пожарного спорта. В манеже проходят тренировки и соревнования пожарных. Для сдачи нормативов здесь установлены различные снаряды - брёвна для бега с рукавом, покрышки, мишени, модель пожарной машины и имитация 4-этажного здания.




На посещение музея следует заблаговременно записаться, позвонив пресс-службе МЧС.

Добавляйтесь: